Этот отчет будет интересен всем, кто пытается разобраться в электрике самостоятельно. Я, например, электрик, мягко говоря, начинающий и моя основная задача – научиться диагностировать и исправлять косяки в проводке доступными любому малоподготовленному автолюбителю способами.

Всякие странности в моей машине появляются сами собой в самый неожиданный момент. Так и в этот раз – перестала работать магнитола. Совсем – даже не горит кнопочка power. Залез под капот и методом перебора нашел перегоревший предохранитель. Заменил. Магнитола работала ровно день и выключилась опять. Залезаю под капот и обнаруживаю сгоревший и одновременно ОПЛАВЛЕННЫЙ предохранитель.

Начинаю менять и при попытке всунуть новый предохранитель, проскакивает искра. Что-то не так. Достаю тестер и измеряю вольтаж на клеммах – левая +12.83В (аккум в порядке), правая 0В, но закорочена на землю.

Картина понятна – при вставленном предохранителе происходит замыкание на землю. Видимо, ток менее 10А (номинал преда, он не срабатывает), но достаточный для того, чтобы он стал греться. Словом, моя задача – найти место, где проводка закорочена.

Схема

Для начала идем на hmaservice.com и смотрим схему проводки после предохранителя. В разделе «power distribution» находим следующую картинку (кликабельно!):

Power Distribustion

Из картинки следует, что на предохранителе «AUDIO FUSE» висит четыре устройства:

AUDIO FUSE

А именно:

  • Магнитола
  • Модуль управления АКПП (TCU – transmission control unit)
  • Модуль управления двигателем (ECU – engine control unit)
  • Диагностический разъем (Data Link Connector)

Дадим некоторые расшифровки обозначениям с картинки:

- соединение проводов – скрутка, клемма и т.д.
- соединительный разъем;
- цвет провода.

Вот таблица для идентификации обозначений:

+B = Black
W = White
R = Red
G = Green
L = Blue
Y = Yellow
LG = Light Green
BR = Brown
OR or O = Orange
P = Pink
PU or V (Violet) = Purple
GY or GR = Gray
SB = Sky Blue
CH = Dark Brown
DG = Dark Green

Если на проводе есть полоска другого цвета, то цвет полосы показан через дробь: L/W = Blue with White Stripe. Иными словами R/Y означает – красный провод с желтой полосой. Коэффициент 0,5 – это сечение провода.

Диагностика

Вообще говоря, варианта всего два – либо закоротило на землю в проводке (оплавился провод, например) или закоротило в одном из потребителей. Понятное дело, искать оплавленный провод в косе намного сложнее, поэтому пойдем для начала по простому пути: будем последовательно отключать потребителей от сети и следить за состоянием закороченной клеммы предохранителя.

Отключим-ка магнитолу

Я первым делом выключил разъем из магнитолы, но ситуация не изменилась. Зато на 0,5R/Y контактном проводе действительно не оказалось 12В (их, честно говоря, не ждали, т.к. предохранитель вынут), вместо этого тестер четко показал пробой на землю.

Разъем EM03

Из схемы видно, что магнитола, диагностический разъем и ECU присоединены к «AUDIO FUSE» через разъем EM03. Следовательно, отсоединив разъем, мы отключаем большинство потребителей и четко диагностируем пробой в проводке до этого разъем или пробой в модуле TCU. На hmaservice.com есть фото места, где располагается этот разъем:

разъем EM03 (hmaservice.com)

Вот так выглядит это место у меня:

разъем EM03 (Tib604)

Разъем MC03

Из схемы видно, что разъем МС03 отсоединяет от цепи предохранителя «AUDIO FUSE» ECU, поэтому логично разъединить его вместо огромного разъема на блоке ECU.

Следующий шаг

В ближайшие дни на машине будут поставлены следующие эксперименты:

  • Бубен с танцем вокруг разъема EM03
  • Бубен с танцем вокруг разъема MC03

А чем грозит перегоревший предохранитель «AUDIO FUSE»?

Вот обобщенная картинка, на которой представлены части схемы электрической проводки Тиба, к которым приходит «+» с предохранителя «AUDIO FUSE» (кликабельно!):

Power Distribustion (common for AUDIO FUSE)

Из схемы видно, что на всех потребителях, кроме магнитолы, «+»с предохранителя «AUDIO FUSE»идет на пин «Memory power». Это означает, что при отсутствии предохранителя TCU и ECU будут неспособны запоминать ошибки и сохранять параметры езды (адаптивный режим). Кроме этого, возможно , что сканнер, подключенный к диагностическому разъему, «не увидит» машину.

В принципе, для водителя «AUDIO FUSE» важен именно с точки зрения аудио. Без остальных фич, можно кататься и горя не знать (хотя я, например, сразу заметил, что машина ведет себя иначе с точки зрения динамики).

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Короткое замыкание в проводке магнитолы Hyundai Coupe/Tiburon 96-01 (часть 2)

Обратно