Май этого года стал переломным для системы охлаждения двигателя моего Тибурона. Подробности будут в постах выше, сейчас же речь пойдет о замене термостата. В двух словах о термостате – система охлаждения двигателя работает в двух режимах: малый контур и большой контур. Малый контур используется на холодном двигателе, когда температура охлаждающей жидкости менее 80 градусов, большой контур используется на горячем двигателе. Что такое большой контур? Контур, в который входит основной радиатор. Каким образом происходит переключение между контурами? Посредством термостата – он активирует нужный контур в зависимости от температуры ОЖ.

Термостат изготовлен из меди и латуни. Маленький цилиндр, повернутый в сторону двигателя. В этом цилиндре шарик из искусственного воска, который начинает плавится при температуре 85 градусов Цельсия. Воск выбран из-за его способности под действием тепла переходить из твердого состояния в жидкое и при этом значительно расширяться. В цилиндр с воском вставлен штырь, соединенный с клапаном. Когда начинает плавится воск, он расширяется и выталкивает из цилиндра штырь, открывающий при этом клапан. Термостат открыт и через него проходит охлаждающая жидкость в радиатор для дальнейшего охлаждения. При отключении двигателя, термостат остывает, и воск в нем снова застывает.

Матчасть

Термостат находится справа в верхней части двигателя под катушкой зажигания. Чтобы его извлечь требуется снять крышку, к которой подсоединен возвратный шланг контура охлаждения (это тот шланг, который соединяет двигатель и нижний патрубок радиатора).

Процесс

Процесс замены термостата весьма прост, выполнить его может абсолютно каждый. В сервисах цены начинаются от 500 рублей, что не дорого, но у нас-то руки чешутся

Из инструментов и подручных материалов нам потребуется емкость для слива ОЖ, тряпки, герметик, канцелярский нож, трещотка и две головки: 10 и 12 мм. Из запчастей нужен непосредственно термостат (P/N 25500-23010) и прокладка термостата (я брал неоригинал TAMA P/N P801).

Начинаем с того, что снимаем резонатор воздушного фильтра и короб воздушного фильтра целиком (аккуратно с датчиком температуры воздуха – для его демонтажа сначала следует снять фиксирующую скобу). Вот так должно выглядеть наше рабочее место:

Далее сливаем ОЖ из радиатора, используя специальный кран, находящийся в нижнем левом углу (будьте аккуратны, т.к. известны случаи, когда этот кран отламывался при откручивании вентиля). У меня слилось примерно 2 литра:

Далее головкой на 12 откручиваем 2 болта крепления крышки, аккуратно срываем ее с места (у меня была основательно приклеена герметиком ) и отодвигаем е так, чтобы не мешалась (удобно зацепить за щуп коробки). Далее берем канцелярский нож и терпеливо снимаем остатки герметика с поверхностей:

Я после того, как весь герметик был убран, еще и зачистил поверхности мелкой (800) шкуркой.

Следующий шаг – извлечение термостата. У меня он тоже был вклеен на герметик. Прежде чем срывать его с посадочного отверстия, нужно подстелить тряпки. Итак, берем за верхнюю часть и аккуратно сдвигаем в сторону салона. Как только он поддастся, с ближней к нам стороны начнет выливаться ОЖ. Поток и направление жидкости я регулировал самим термостатом – текло по корпусу АКПП прямо на землю (мне было не критично, т.к. в системе залита вода, однако, если лить на землю антифриз, то находящийся по соседству прохожий-эколог начнет возмущаться ). Будьте бдительны – главное не залить какие-нибудь разъемы, клеммы и т.д. У меня прошло все удачно – главное аккуратность. Сливается еще около 1 литра ОЖ.

Вот так выглядел извлеченный термостат (оригинал, кстати):

А так выглядит новый термостат (тоже оригинал):

Для установки термостата, на двигателе есть посадочная выемка. Для того чтобы термостат «сидел» в ней плотно, я нанес на бортик немного герметика:

Ждем 10 минут, чтобы герметик начал схватываться, и устанавливаем новый термостат на место:

Обезжириваем все соприкасающиеся поверхности и наносим тонкий слой герметика на одну из сторон прокладки и на крышку термостата:

Ждем опять 10 минут и начинаем сборку (прокладку «лепим» к блоку стороной с герметиком, а затем зажимаем крышкой). Болты крышки крутим с моментом 20Н/м. Все:

Ставим обратно короб фильтра и резонатор, подключаем датчик. Я заодно, очистил двигатель в районе термостата – у меня подтекало масло из-под клапанной крышки, и все было в грязи (см. фото выше). Финальный аккорд – заливам ОЖ. Делается в три приема: сначала наливаем ОЖ в расширительный бачок до отметки MAX и в радиатор через отверстие для крышки до тех пор, пока не перестанут выходить пузыри. Закрываем крышку радиатора, заводим и катаемся ~20 минут при включенной печке. Останавливаемся, глушим машину, берем грубую тряпку и очень аккуратно ослабляем крышку радиатора, предварительно обернув тряпкой, до тех пор, пока в бачке не начнет булькать. Закрываем крышку, когда бульканье закончилось.

ВНИМАНИЕ - в системе охлаждения жидкость находится под давлением и температурой ~90 градусов, в результате описанных манипуляций можно получить ожог.

Вместо заключения

По времени у меня ушел где-то час/полтора. Вот фото прокладки, которая стояла до этого (видимо оригинал, внутри железная):

А вот фото упаковки от прокладки TAMA:

Она изготовлена из паронита, подходит по размерам 1 в 1.

Расходы: термостат (оригинал, P/N 25500-23010) - 200 рублей, прокладка термостата TAMA (неоригинал, P/N P801)- 30 рублей (exist.ru).

Обратно